И. ШИНДЕР. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дата публикации: 20.09.2016 22:44:24
Оценка качества работы образовательных организаций
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 установлено, что Правительству РФ необходимо обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе образовательных. В данной статье поговорим о том, что следует понимать под этой системой, определим, кто может выступать заказчиками и участниками независимой оценки качества образования, что является объектом оценки и инструментами ее проведения, а также рассмотрим использование образовательной организацией результатов оценки качества ее работы.
Общие положения
Согласно Правилам N 286*(1) независимая оценка качества работы включает в себя:
- обеспечение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления организацией образовательных услуг, в том числе в электронной форме;
- формирование результатов оценки качества работы образовательных организаций и рейтингов их деятельности.
Для обеспечения проведения оценки качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя:
- изучают общественное мнение, результаты оценки качества работы организаций и рейтинги их деятельности, полученные от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов;
- образовывают общественные советы в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно. При формировании состава общественных советов следует обеспечить отсутствие конфликта интересов.
В целях улучшения качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя:
- направляют организациям предложения об улучшении качества их работы, подготовленные с учетом изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, а также предложений общественных советов;
- учитывают информацию о выполнении разработанных организациями планов мероприятий по улучшению качества работы организаций при оценке эффективности работы их руководителей.
В целях организации такой работы разработаны Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций*(2) (далее - Методические рекомендации), или, иными словами, оценки качества образования.
Независимая оценка качества образования осуществляется в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг и призвана способствовать:
- развитию конкурентной среды;
- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
- сохранению и развитию разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.
Обратите внимание! Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 6 ст. 95 Закона об образовании*(3)).
Правовая основа для проведения независимой оценки качества образования создана Законом об образовании (ст. 95).
Согласно Методическим рекомендациям под независимой оценкой качества образования следует понимать оценочную процедуру, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
- потребностей учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
Участники независимой оценки качества образования
Участниками независимой оценки качества образования могут быть:
1) образовательные организации, которые:
- обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в Интернете в соответствии с Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582;
- предоставляют в открытом доступе в Интернете отчет о результатах самообследования. Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 N 462. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования;
- используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
- могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях;
2) организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, которые:
- формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
- разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования;
- анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем;
- разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
- проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования - систематический, независимый и документированный процесс, экспертную оценку качества работы образовательной организации, ее подразделения, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
- участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития независимой оценки качества в регионе, результатов оценочных процедур;
- участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
- участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
- готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур;
3) общественные советы, которые:
- определяют стратегию проведения независимой оценки качества образования в субъекте РФ, муниципальном образовании;
- готовят предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов в список физических лиц - экспертов регионального уровня;
- проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
- оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координируют деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования;
4) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления, обеспечивающие:
- содействие в создании условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
- формирование и координирование деятельности общественных советов;
- внесение на рассмотрение общественных советов предложений по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
- развитие региональных центров оценки качества образования;
- подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в Интернете информации по показателям деятельности региональных, муниципальных систем образования, публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием, в том числе содержащих описание результатов независимой оценки качества образования;
- способствование проведению рейтингов для образовательных организаций, содействие их многообразию и учету их результатов при проведении региональных, муниципальных оценочных процедур;
- координирование деятельности по созданию условий для обеспечения информационной открытости государственных (муниципальных) образовательных организаций;
- формирование и размещение открытого списка организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц - экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием;
- открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.
Методические рекомендации указывают на такие приоритетные задачи органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, как поддержка и содействие развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействие с региональными общественными палатами, общественными организациями. В качестве форматов переговорных площадок рекомендуется использовать официальные электронные ресурсы в Интернете, общественные слушания, заседания общественного совета и др.
Обратите внимание! Методическими рекомендациями установлено, что образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
Заказчики независимой оценки качества образования
Согласно п. 2.3 Методических рекомендаций в качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
- общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты. Они формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;
- учредитель образовательной организации. В этих целях он обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе в рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации и др.);
- органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Данные органы согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
- руководитель образовательной организации. Для независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ он обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также к экспертам в области оценки качества образования;
- педагогический работник образовательной организации. Он вправе обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
- родители обучающихся. Они могут обращаться непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося. Выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося;
- обучающиеся старших классов. Они вправе обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
Объект независимой оценки качества образования
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций объектом независимой оценки качества образования могут быть:
- образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
- условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ;
- деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образов.
Инструменты независимой оценки качества образования
Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные о деятельности образовательных учреждений, представленные на их сайтах, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.
Рейтинги в образовании. Они являются самыми популярными и востребованными инструментами управления и информирования потребителей образовательных услуг.
Методическими рекомендациями предусмотрено, что в целях обеспечения качества и достоверности осуществляемых в субъектах РФ рейтингов необходимо соблюдение следующих условий:
1) информация об осуществляемых в субъекте РФ процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержать:
- описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;
- сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового (комплексного) индикатора;
- анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
2) при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);
3) все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и (или) проверки представляемых данных (отчетных данных ведомственной статистики, баз данных, результатов внешних оценочных процедур, мнений школьников, учителей и родителей и т.п.);
4) результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в Интернете;
5) рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии.
Публичные доклады и другие открытые данные. Методические рекомендации обращают внимание на то, что с переходом на новые образовательные стандарты образования расширено общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, эффективности. Данные внешней и внутренней оценки размещаются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений.
В настоящее время в образовательных организациях созданы и ведут свою деятельность органы государственно-общественного управления (советы образовательного учреждения, управляющие советы, наблюдательные советы), кроме того, могут действовать одновременно несколько форм государственно-общественного управления.
В Методических рекомендациях обращено внимание на необходимость максимального включения представителей данных органов в развитие региональной инфраструктуры независимой системы оценки качества образования, а также в совершенствование подходов к формированию содержания и форматов представления и обсуждения публичных докладов, используемых при оценке условий и результатов реализации образовательных программ соответствующего уровня.
Измерительные материалы. Организации, которые осуществляют оценочные процедуры, для определения уровня результатов освоения образовательных программ разрабатывают соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания и др.).
В качестве основы для их разработки используются:
- требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к результатам освоения образовательных программ;
- измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
- требования заказчика.
И. Шиндер,
эксперт журнала "Учреждения образования: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
*(1) Правила формирования системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 N 286.
*(2) Утверждены Минобрнауки РФ 14.10.2013.
*(3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".